Povestea că la 13 martie Duma de Stat va recunoaşte independenţa Transnitriei, de rând cu independenţa Abhaziei şi Osetiei de Sud, s-a transformat în adevărată isterie în unele instituţii media de la Chişinău. Vă prezint mai jos textul unui interviu cu preşedintele Comitetului din Duma de Stat care a iniţiat DISCUŢIILE despre solicitarea celor trei regiuni separatiste privind recunoaşterea independenţei lor.
Интервью с председателем комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексеем Островским.
"Yтро": Алексей Владимирович, чего стоит ждать от рассмотрения в Думе вопроса непризнанных республик на территории бывшего СССР?
Алексей Островский: Слушания на тему "Об урегулированиях конфликтов на территории СНГ и об обращениях о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики" будут проводиться в Думе 13 марта по инициативе нашего комитета. Этот вопрос уже рассматривался несколько раз, но сейчас мы делаем это, пользуясь терминами правовой системы, по вновь открывшимся обстоятельствам.
В связи с признанием рядом государств независимости Косова мы считаем необходимым вновь взглянуть на непризнанные территории на пространстве СНГ - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье. С одной стороны, Российская Федерация выступает за незыблемость системы международного права и невозможность создания прецедентов, аналогичных косовскому, и выступает за территориальную целостность государств. Но, с другой стороны, нас не может не волновать достаточно бедственное положение российских граждан в Абхазии и Южной Осетии. Можно было бы отложить рассмотрение вопроса, если бы мы видели какие-либо позитивные шаги со стороны Тбилиси по разрешению этих кризисных ситуаций. Но видим совершенно обратное: сознательную попытку дестабилизировать ситуацию в регионе.
Что касается Приднестровской Молдавской Республики, позиция России здесь однозначна: мы видим Молдову единым государством, а Приднестровье – в составе единой Молдовы. Но мы не готовы говорить о том, что Молдова должна быть унитарной. Должны быть придуманы какие-то иные варианты формирования государства, чтобы у Приднестровья в рамках единой Молдовы был оговоренный юридический статус, который можно сохранить на долгие времена и быть уверенным в том, что в один прекрасный момент позиция Кишинева не изменится.
Мы никогда не выступали за разделение Молдовы по территориальному или национальному признаку. В период наиболее острого противостояния Кишинева и Тирасполя, с учетом того, что в Приднестровье проживает значительное число российских граждан, Москва более жестко отстаивала их интересы и соблюдение прав человека. Сейчас, когда ситуация не так остра, Москва не считает нужным так выпячивать свою поддержку. Мы говорим о другом: должен быть предмет двусторонних договоренностей между равными участниками процесса – Кишиневом и Тирасполем, а Москва готова выступать гарантом достижения и выполнения взятых обязательств. Обе столицы должны, наконец, согласиться сесть за стол переговоров и определить будущее страны.
Как я понимаю, по результатам февральской встречи президентов России и Молдовы были достигнуты определенные договоренности. Кишинев дал понять, что готов обсуждать будущую структуру государства с учетом позиции Москвы. Так что мы надеемся на обмен мнениями между Молдовой и Приднестровьем и на то, что при нашем посредничестве удастся сформировать единую Молдову с особым юридическим статусом Приднестровья.
"Y": В замороженных конфликтах время работает против России, поскольку среди ее граждан в непризнанных республиках растет число разочаровавшихся. Имеет ли смысл сказать прямо: Россия никого не признает?
А.О.: Не могу согласиться с такой формулировкой. Во-первых, все сейчас танцует от Косова. Пока косовский вопрос окончательно не закрыт, полного мирового признания этой сербской территории нет. Не известно, какой статус в перспективе получит этот край в международных организациях. Поэтому сейчас говорить о том, как мы видим развитие ситуации с Абхазией и Южной Осетией, преждевременно. Можно говорить о том, что в свете косовских событий Россия должна пересмотреть свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии, но не с точки зрения незамедлительного признания этих республик, а с точки зрения увеличения помощи проживающим там народам. Речь идет о том, чтобы добиться от Тбилиси согласия на подписание договора о неприменении силы. Во-вторых, нужно добиться снятия действующего до сих пор эмбарго 1996 года. Встает вопрос: мы должны самостоятельно выходить из соглашения об эмбарго или призывать к этому и государства СНГ? Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Думаю, в ближайшее время руководство страны сформулирует свою позицию.
"Y": А ваша личная точка зрения на этот счет?
А.О.: Скорее всего, мы будем вынуждены выйти из соглашения в одностороннем порядке, с последующим призывом к государствам-участникам СНГ присоединиться к выходу из эмбарго. Нет стопроцентной вероятности, что все поддержат эти действия. Но часть государств, безусловно, последует за Россией.
"Y": Вашингтон предупредил, что шаги Москвы в отношении непризнанных республик приведут к "объявлению независимости" некоторых северокавказских регионов РФ. Эти опасения разделяет и часть российской элиты.
А.О.: С Косова фактически начинается новый передел мира, который в перспективе, к сожалению, может затронуть нашу страну. Действительно, некоторые политические деятели на Западе считают, что за признанием Косова, возможным признанием Абхазии, Южной Осетии и других территорий может встать вопрос о попытке объявления суверенитета некоторыми субъектами РФ. Думаю, в том числе и поэтому руководство страны прилагает все усилия для того, чтобы не допустить мирового признания независим.
http://www.utro.ru/articles/2008/03/06/721512.shtml
Expuneţi-vă părerea despre acest material la secţiunea "comentarii"!
Abonați-vă la:
Postare comentarii (Atom)
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu